«Русский
инвалид» – газета об инвалидах и для инвалидов
(учредитель МГО ВОИ).
На
ее страницах вы найдете материалы, отражающие разнообразную жизнь
людей с инвалидностью. Газета пишет о том, как люди, получившие по
состоянию здоровья статус инвалида, имеют равные с другими гражданами
возможности в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав, освещает вопросы доступной среды, медицинского
обслуживания, реабилитации, публикует материалы о спортивной и
культурной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
|
|
ПРЕОДОЛЕНИЕ – ГЛАВНАЯ ТЕМА
До 31 января 2025 года продолжается прием заявок на соискание Междунродной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства. Как сообщил руководитель Исполнительной дирекции премии, президент Фонда «Филантроп» Геннадий Викторович Аничкин, в апреле 2025 года Попечительский совет, Жюри премии и ее Оргкомитет определят дату 13-й торжественной церемонии вручения этой награды. Сегодня мы беседуем с председателем Жюри и членом Совета попечителей Международной премии «Филантроп», президентом Российской Академии художеств (РАХ), Народным художником СССР, Героем Социалистического труда Зурабом Константиновичем ЦЕРЕТЕЛИ. Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1958 году окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств. В 1964 году учился во Франции, где общался с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов Церетели начал активно работать в области монументального искусства. С 1997 года он - президент Российской академии художеств. В 1999 году основал Московский музей современного искусства. Зураб Церетели - автор более 5 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры. Его работы находятся в России, Бразилии, Великобритании, США, Испании, Франции и других странах. - Зураб Константинович, в мае нынешнего года, юбилейного для вас, состоялась премьера документального фильма «Зураб». Замечательная картина! Мы поздравляем вас с этим событием в вашей жизни и благодарим за предоставленную возможность задать несколько вопросов, интересующих наших читателей. Вы с самого начала – с 2000 года – поддерживаете своим весьма деятельным участием Международную премию «Филантроп». Как художника и человека искусства, какая тема больше всего заинтересовала вас в творчестве соискателей премии? - Тема преодоления. Это основная тема в жизни каждого человека. Может быть, это главная тема в жизни человечества вообще. Без преодоления невозможны никакие свершения отдельного человека и общества в целом. Мы все ежеминутно что-то преодолеваем: усилиями памяти преодолеваем время, физическими усилиями - расстояние, волевыми - инерцию повседневности, усилиями ума - неведение, творческими усилиями - возвышаем в себе Человека. Для людей с ограниченными возможностями здоровья проблема преодоления связана с еще большими, иногда героическими, напряжениями воли, ума, таланта, физических сил. И еще - с поддержкой других людей. Это, по–моему, самая высокая способность человека - помогать другому совершать преодоление. - Когда вы впервые столкнулись с такими людьми и задумались над темой преодоления? - В 1978 году мне посчастливилось быть главным художником Специальных Олимпийских игр для людей с ограниченными возможностями. Они проходили в Америке. Тогда к Олимпийским играм я установил в городе Брокпорте скульптурную композицию «Прометей». Тема Прометея - это и есть преодоление: превозмогая себя, дарить людям свет. На Олимпиаде и в последующие годы я видел чудеса, которые способен совершить человек, свой волей победивший обстоятельства. Я благодарю всех соискателей этой Премии за высокий пример отваги, который они подают всему обществу. Я рад работать с организаторами Международной премии Филантроп: Председателем Оргкомитета Михаилом Борисовичем Терентьевым и Председателем Совета попечителей Сергеем Николаевичем Катыриным. - В декабре 2018 года именно вам, Послу доброй воли ЮНЕСКО, было предложено возглавить Жюри премии «Филантроп» и продолжить традиции ответственности и доверия, заложенные прежними председателями - Юрием Мефодьевичем Соломиным, Сергеем Владимировичем Михалковым и, конечно, вашим другом Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Развивая тему преодоления, скажите: этот критерий является определяющим при оценке работ соискателей? - Жюри руководствуется двумя критериями: художественная ценность работы и степень преодоления. При равенстве первого критерия вступает в действие второй. А высочайшая квалификация членов жюри нивелирует неизбежный в таких случаях субъективизм. Трудно представить, чтобы мэтры, которых вы перечислили, позволили присудить награду малодостойному. Достойны все соискатели, но премия вручается за выдающиеся достижения. - Уже более десятка вручений Премии проходили в предоставляемом вами роскошном зале «Яблоко» на Пречистенке, 19. Там же выставлялись работы лауреатов-художников. За это нельзя не сказать вам отдельного спасибо! Вы всегда присутствовали на церемонии и видели эти работы воочию. Бывали случаи, когда вы были потрясены? - Безусловно! Я прекрасно помню изумительные скульптуры, выполненные слепоглухим художником из Москвы. Его звали Александр Сильянов. В 2016-м году ему присудили Международную премию «Филантроп». Я специально попросил оставить его работы, чтобы показать на президиуме Российской академии художеств (РАХ) как пример мастера, преодолевающего все невзгоды и творящего настоящее искусство. И наши академики настолько были впечатлены, что возвели слепоглухого скульптора в звание Почетного члена Академии с вручением всех соответствующих регалий. А с последней церемонии вручения Премии 2023 года мне запомнились выполненные из атласных лент потрясающе красивые вышивки-панно Раисы Ашихминой, тоже невидящей. Ее работы я тоже показывал на президиуме Российской академии художеств. Это все примеры того самого преодоления, с которого мы начали разговор. - В этом году основанный вами Московский музей современного искусства отмечает 25-летие. Он почти ровесник проекта, о котором мы говорим. Скажите, в музее представлено творчество художников - инвалидов? Ведь у Фонда «Филантроп» потрясающая коллекция таких работ, собиравшаяся десятилетиями. Наверняка в ней нашлись бы экспонаты, достойные вашего музея. - Надо проработать этот вопрос. - Получается, что поддержка Международной премии «Филантроп» – не только ваше личное дело, но и всей возглавляемой вами Академии художеств тоже? - Да, Российская академия художеств рассматривает заботу о творцах-инвалидах как непременную часть своей творческой программы. В наших стенах более двадцати лет проходят выставки лауреатов и соискателей Премии «Филантроп», и не только их. При участии Российской молодежной палаты мы проводили аукционы в поддержку проекта. Я сам предоставлял свои работы в качестве лотов. В наших мастер-классах участвуют молодые художники и дети с ограниченными возможностями. Выставки и мастер-классы проводились также в рамках Всероссийских фестивалей детского и молодежного творчества «Я – автор», организованных Всероссийским обществом инвалидов. К Вам приходят студенты Специализированного института искусств. И не случайно ведь Вам присудили специальную премию «Филантроп» - государственному и общественному деятелю за оказание действенной помощи инвалидам и их общественным организациям. Зураб Константинович, расскажите подробнее об этих мастер-классах. - Один раз в неделю в Московском музее современного искусства проходят мои мастер-классы. Когда я встречаюсь с такими детьми, я не могу назвать их инвалидами. Это очень талантливые ребята. У них чудесные, уникальные работы. Мы должны предоставить им площадку для того, чтобы они могли развиваться через творчество и идти вперед. Для них это путь к здоровью. - Есть ли какая-то особенность при работе с ребятами-инвалидами? - Для меня не существует понятий «больной» или «здоровый», если речь идет о ребенке. Потому что и те, и другие работают уникально. К примеру, на мастер-классе, которым вы интересуе-есь, были те, кто не мог разговаривать, кто ничего не слышал. Но... Видели бы вы, какие рисунки они создают! Вы не представляете, как у них за мольбертом поднимается настроение! - Чему вы стремитесь их научить? - Самое главное, чему я хочу их научить - это доверять своим первым впечатлениям. Только так картина получается правильной! Именно по этому принципу работали все классики живописи и графики - от Леонардо да Винчи, Джотто и Веласкеса до моих педагогов. - После мастер-классов по вашему музею всегда проводятся экскурсии. Почему? - Надо, чтобы дети узнавали в том или другом образе, допустим, Ростроповича или Высоцкого - чтобы искусствоведы объясняли, кто эти люди и какую пользу они принесли России… Если преемственности не будет, то ничего не будет. Поэтому я каждую пятницу провожу мастер-класс в Москве. Профессиональный ремонт автолюков в Москве. Механические и электрические неисправности, протечки — устраним всё. Великолепную новую ванну купить, унитаз шикарный приобрести, чудесная сантехника с доставкой в компании Санвайс |
|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|